Швейцарские инженеры предложили интегрировать в строящиеся сейчас в Лозанне туннели метро разработанную ими систему отвода избыточного тепла.
Исследователи из L’Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne (EPFL) подсчитали, что они могут рекуперировать это тепло, которое исходит от тормозов, двигателей, людей и всего тепла земли, и перемещать его с помощью тепловых насосов.
Система работает аналогично холодильнику с пластиковыми трубами, содержащими теплоноситель или просто воду, которые равномерно размещаются внутри бетонных стен и соединяются с тепловым насосом. Зимой холодная вода будет закачиваться в трубы, нагреваясь на поверхности. Летом произойдет обратное. По словам исследователей, система будет дешевой и энергоэффективной в установке и будет иметь срок службы от 50 до 100 лет, при этом только тепловые насосы должны заменяться не реже, чем раз в пять лет.
Марго Пельтье, чья магистерская работа является основой для исследования, подсчитывает, что в случае с проектируемым метро в Лозанне можно выстроить систему, которая будет забирать тепло с 60000 кв.м. площади поверхности туннелей и отапливать ею стандартных 1500 квартир площадью до 80 кв.м. каждая или же 4000 энергоэффективных, которые прошли сертификацию Minergie (швейцарский аналог PassiveHouse).
Главное преимущество данной технологии для города — тотальная экономия энергии. И на обогреве жилья, и на вентиляции метро, и на охлаждении коммуникаций летом, и на работе систем очистки воздуха. Также происходит значительное снижение выбросов СО2 в атмосферу.
Исследование является примером комплексного подхода к проектированию городов – нельзя разделять землепользование и транспорт. В большинстве городов метро построены для обслуживания высокой плотности населения, а системы централизованного теплоснабжения работают лучше всего. Большая часть нагрева и охлаждения воздуха и нагрева горячей воды для бытового потребления возможна с помощью тепловых насосов.