REPowerEU: План по быстрому снижению зависимости от российского ископаемого топлива и ускорению перехода к экологически чистой энергетике

58

Источник

Сегодня Европейская комиссия представила план REPowerEU — свой ответ на трудности и сбои на мировом энергетическом рынке, вызванные вторжением России в Украину. Трансформировать энергетическую систему Европы необходимо по двум причинам: положить конец зависимости ЕС от российского ископаемого топлива, которое используется в качестве экономического и политического оружия и обходится европейским налогоплательщикам почти в 100 млрд евро в год, и преодолеть климатический кризис. Как Союз Европа может быстрее отказаться от российского ископаемого топлива. 85 % европейцев считают, что ЕС должен как можно скорее снизить зависимость от российского газа и нефти, чтобы поддержать Украину. Меры, предусмотренные в плане REPowerEU, могут послужить ответом на эти устремления путем экономии энергии, диверсификации энергоснабжения и ускоренного внедрения возобновляемых источников энергии для замены ископаемого топлива в домах, промышленности и при производстве электроэнергии.

Экологически чистая трансформация будет способствовать экономическому росту, безопасности и климатическим действиям Европы и наших партнеров. Фонд восстановления и устойчивости (RRF) играет главную роль в плане REPowerEU, поддерживая скоординированное планирование и финансируя трансграничную и национальную инфраструктуру, а также энергетические проекты и реформы. Комиссия предлагает внести целенаправленные поправки в Регламент о Фонде восстановления и устойчивости (RRF), с тем чтобы включить специальные разделы REPowerEU в существующие планы государств-членов по восстановлению и устойчивости (RRP), в дополнение к большому числу соответствующих реформ и инвестиций, которые уже включены в RRP. В этом процессе будут использоваться рекомендации по конкретным странам, включенные в цикл Европейского семестра 2022 года.

Экономия энергии

Энергосбережение — это самый быстрый и дешевый способ справиться с нынешним энергетическим кризисом и сократить расходы. Комиссия предлагает усилить долгосрочные меры по повышению энергоэффективности, включая увеличение обязательного целевого показателя энергоэффективности с 9 % до 13 % в рамках пакета Fit for 55 законодательства Европейского зеленого курса. Экономия энергии сейчас поможет нам подготовиться к возможным проблемам следующей зимы. Поэтому Комиссия сегодня также опубликовала коммуникат ЕС об экономии энергии с подробным описанием краткосрочных изменений в поведении, которые могут сократить спрос на газ и нефть на 5 %, и который призывает государства-члены начать конкретные информационные кампании, ориентированные на домашние хозяйства и промышленность. Государствам-членам также рекомендуется использовать налогово-бюджетные меры для поощрения энергосбережения, такие как снижение ставок НДС на энергоэффективные системы отопления, изоляцию зданий, а также приборы и продукты. Комиссия также устанавливает чрезвычайные меры на случаи серьезного сбоя в поставках и подготовит руководящие указания относительно критериев для определения приоритетов для клиентов и будет содействовать разработке скоординированного плана ЕС по сокращению спроса.

Диверсификация поставок и поддержка наших международных партнеров

ЕС в течение нескольких месяцев сотрудничает с международными партнерами в целях диверсификации поставок и обеспечивает рекордный уровень импорта СПГ и повышение объема поставок газа по газопроводам.. Недавно созданная Энергетическая платформа ЕС, поддерживаемая региональными целевыми группами, позволит осуществлять добровольные совместные закупки газа, СПГ и водорода путем объединения спроса, оптимизации использования инфраструктуры и координации взаимодействия с поставщиками. В качестве следующего шага и используя опыт общей программы закупок вакцин Комиссия рассмотрит вопрос о разработке общего механизма закупок, в рамках которого будут вестись переговоры и заключаться контракты на закупку газа от имени участвующих государств-членов. Комиссия также рассмотрит законодательные меры, в соответствии с которыми со временем от государств-членов будет требоваться диверсификация поставок газа. Платформа также позволит совместно закупать возобновляемый водород.

Принятая сегодня Внешняя энергетическая стратегия ЕС будет способствовать энергетической диверсификации и налаживанию долгосрочных партнерских отношений с поставщиками, включая сотрудничество в области водорода или других экологически чистых технологий. В соответствии с Global Gateway, стратегия уделяет приоритетное внимание приверженности ЕС глобальному экологически чистому и справедливому переходному процессу в области энергетики, повышению энергосбережения и эффективности для снижения давления на ценообразование, стимулированию развития возобновляемых источников энергии и водорода, а также более активному использованию энергетической дипломатии. В Средиземном и Северном морях будут разработаны крупные водородные коридоры. Перед лицом российской агрессии ЕС окажет поддержку Украине, Молдове, Западным Балканам и странам Восточного партнерства, а также нашим наиболее уязвимым партнерам. Мы продолжим совместную работу с Украиной по обеспечению безопасности поставок и функционирования энергетической отрасли, одновременно прокладывая путь для будущей торговли электроэнергией и возобновляемым водородом, а также по восстановлению энергетической системы в рамках инициативы REPowerUkraine.

Ускорение внедрения возобновляемых источников энергии

Массовое расширение и ускорение использования возобновляемых источников энергии в сфере энергоснабжения, промышленности, зданий и транспорта ускорит нашу независимость, придаст импульс переходу к экологически чистым технологиям и со временем снизит цены. Комиссия предлагает увеличить номинальную цель на 2030 год для возобновляемых источников энергии с 40 % до 45 % в рамках пакета Fit for 55. Определение этого общего стремления к достижению более высоких целей позволит создать основу для других инициатив, включая:

  • специальную стратегию солнечной энергетики ЕС для удвоения мощностей фотоэлектрической солнечной энергетики к 2025 году и установке мощностей в 600 гигаватт к 2030 году;
  • инициативу «Солнечная крыша» с поэтапным юридическим обязательством устанавливать солнечные коллекторы на новых общественных и коммерческих зданиях и новых жилых зданиях;
  • удвоение скорости развертывания тепловых насосов, а также меры по интеграции геотермальной и солнечной тепловой энергии в модернизированные районные и коммунальные тепловые системы;
  • рекомендацию Комиссии по решению проблемы медленного и сложного процесса выдачи разрешений на осуществление крупных проектов в области возобновляемых источников энергии и целевую поправку к Директиве по возобновляемым источникам энергии, предусматривающую признание возобновляемых источников энергии в качестве первостепенного общественного интереса. Государствам-членам, внедрившим сокращенные и упрощенные процессы выдачи разрешений в районах с меньшими экологическими рисками, следует создать специальные территории разработки возобновляемых источников энергии. В целях содействия оперативному определению таких территорий разработки, Комиссия предоставляет серии данных по экологически чувствительным территориям в рамках своего инструмента цифрового картографирования географических данных, связанных с энергетикой, промышленностью и инфраструктурой;
  • установление к 2030 году целевого показателя в 10 млн тонн возобновляемого водорода местного производства и 10 млн тонн импорта к 2030 году для замены природного газа, угля и нефти в труднодекарбонизируемых отраслях промышленности и секторах транспорта. Для ускорения роста рынка водорода с совместными законодателями должны быть согласованы дополнительные целевые показатели для конкретных секторов. Комиссия также публикует два делегированных закона об определении и производстве возобновляемого водорода для обеспечения того, чтобы производство привело к чистой декарбонизации. Для ускорения проектов в области водорода выделяется дополнительное финансирование в размере 200 млн евро на проведение исследований, а также Комиссия обязуется к лету завершить оценку первых важных проектов, представляющих общий европейский интерес;
  • в Плане действий по биометану предусмотренные инструменты, в том числе новое промышленное партнерство по биометану, и финансовые стимулы для увеличения производства до 35 млрд куб. м к 2030 году, в том числе в рамках общей сельскохозяйственной политики.

Сокращение потребления ископаемого топлива в промышленности и в сфере транспорта

Замена угля, нефти и природного газа в промышленных процессах позволит сократить выбросы парниковых газов и укрепить безопасность и конкурентоспособность. Энергосбережение, эффективность, замещение топлива, электрификация и более широкое использование возобновляемого водорода, биогаза и биометана промышленными предприятиями могут сэкономить до 35 млрд куб. м природного газа к 2030 году в дополнение к тому, что предусмотрено в законопроекте Fit for 55.

Чтобы поддержать использование экологически чистого водорода промышленностью, Комиссия начнет использовать контракты на разницу цен диоксида углерода и конкретное финансирование REPowerEU в рамках Инновационного фонда, используя доходы от торговли выбросами для дальнейшей поддержки перехода от российских источников ископаемого топлива. Комиссия также дает руководящие указания по соглашениям о возобновляемых источниках энергии и закупке энергии и будет предоставлять техническую консультативную помощь Европейскому инвестиционному банку. Для поддержания и восстановления технологического и промышленного лидерства в таких областях, как солнечная энергия и водород, а также для поддержки рабочей силы, Комиссия предлагает создать Союз солнечной промышленности ЕС и крупномасштабное партнерство по развитию навыков. Комиссия будет также более активно проводить работу по поставкам важнейших сырьевых материалов и разработает законопроект.

В целях повышения энергосбережения и эффективности транспортного сектора и ускорения перехода к транспортным средствам с нулевым уровнем выбросов Комиссия представит пакет «Экологизация грузовых перевозок», направленный на значительное повышение энергоэффективности в этом секторе, и рассмотрит законодательную инициативу по увеличению доли транспортных средств с нулевым уровнем выбросов в общественном и корпоративном автопарках, превышающих определенный размер. Коммуникат ЕС об экономии энергии также содержит много рекомендаций для городов, регионов и национальных органов власти, которые могут эффективно способствовать замещению ископаемого топлива в транспортном секторе.

Умные инвестиции

Для достижения целей REPowerEU требуются дополнительные инвестиции в размере 210 млрд евро на период до 2027 года. Это залог нашей независимости и безопасности. Сокращение импорта российского ископаемого топлива также может сэкономить нам почти 100 млрд евро в год. Эти инвестиции должны предоставляться частным и государственным секторами, а также на национальном, трансграничном уровне и уровне ЕС.

Для поддержки REPowerEU уже доступны 225 млрд евро в виде займов по линии RRF. Сегодня Комиссия приняла закон и руководящие указания для государств-членов относительно того, как изменить и дополнить свои RRP в контексте REPowerEU. Кроме того, Комиссия предлагает увеличить финансовый пакет RRF на 20 млрд евро в виде грантов от продажи квот в рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов ЕС, которые в настоящее время содержатся в Резерве рыночной стабильности и которые будут выставлены на аукцион таким образом, чтобы не были нарушены рыночные процессы. Таким образом, квоты на торговлю выбросами не только сокращают выбросы и использование ископаемого топлива, но и собирают необходимые средства для достижения энергетической независимости.

В рамках нынешней МФП политика сплоченности уже будет поддерживать проекты по декарбонизации и переходу на экологически чистые технологии на сумму до 100 млрд евро, инвестируя в возобновляемые источники энергии, водород и инфраструктуру. Дополнительные 26,9 млрд евро из фондов сплоченности могут быть выделены в виде добровольных переводов на нужды RRF. Также будет выделено еще 7,5 млрд евро из средств общей сельскохозяйственной политики в виде добровольных переводов на нужды RRF. Комиссия удвоит объем финансирования, доступного для крупномасштабного проекта Инновационного фонда 2022 года, и это составит около 3 млрд евро.

Трансъевропейские энергетические сети (TEN-E) помогли создать устойчивую и взаимосвязанную газовую инфраструктуру ЕС. Для дополнения перечня существующих проектов общего интереса (PCI) и полной компенсации будущего отказа от импорта российского газа необходима ограниченная дополнительная газовая инфраструктура, оцениваемая в размере инвестиций около 10 млрд евро. Потребности в замене в грядущем десятилетии могут быть удовлетворены без зависимости от ископаемого топлива, без создания блокированных активов и без отказа от наших климатических планов. Ускорение проектов общего интереса (PCI) в сфере электроэнергии также будет иметь важное значение для адаптации электросетей к нашим будущим потребностям. Это будет поддерживаться посредством Европейского механизма взаимодействия, также сегодня Комиссия объявляет новый призыв к внесению предложений с бюджетом в 800 млн евро, а следующий будет объявлен в начале 2023 года.

Дополнительная информация

8 марта 2022 года Комиссия предложила проект плана, целью которого было сделать Европу независимой от российского ископаемого топлива задолго до 2030 года в связи с вторжением России в Украину. На Европейском совете 24-25 марта лидеры ЕС согласились с этой целью и попросили Комиссию представить подробный план REPowerEU, который был принят сегодня. Недавние перебои с поставками газа в Болгарию и Польшу свидетельствуют о срочности решения проблемы ненадежности российских энергопоставок.

Комиссия приняла 5 широкомасштабных и беспрецедентных пакетов санкций в ответ на акты агрессии России против территориальной целостности Украины и нарастающие зверства в отношении украинских гражданских лиц и городов. Импорт угля уже охвачен режимом санкций и Комиссия представила предложения по поэтапному отказу от импорта нефти к концу года, которые в настоящее время обсуждаются государствами-членами.

Европейский зеленый курс — это долгосрочный план роста ЕС, призванный достичь цели нейтральности европейского климата к 2050 году. Эта цель закреплена в Европейском климатическом законе, а также в юридически обязывающем обязательстве сократить чистые выбросы парниковых газов по крайней мере на 55 % к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. В июле 2021 года для реализации этих целей Комиссия представила законодательный пакет Fit for 55; эти предложения уже снизят потребление газа на 30 % к 2030 году, причем более трети этой экономии приходится на достижение целевого показателя энергоэффективности ЕС.

25 января 2021 года Европейский совет предложил Комиссии и Высокому представителю разработать новую Внешнюю энергетическую стратегию. Стратегия увязывает энергетическую безопасность с глобальным переходом к экологически чистым видам энергии посредством внешней энергетической политики и дипломатии, реагируя на энергетический кризис, вызванный вторжением России в Украину и экзистенциальную угрозу изменения климата. ЕС будет и впредь поддерживать энергетическую безопасность и переход Украины, Молдовы и стран-партнеров в его непосредственной близости к экологически чистым видам энергии. Стратегия признает, что вторжение России в Украину оказывает глобальное воздействие на энергетические рынки, затрагивая, в частности, развивающиеся страны-партнеры. ЕС будет и впредь оказывать поддержку безопасной, устойчивой и доступной энергетике во всем мире.