Опыт Швеции

225

Per Jonasson

Swedish Refrigeration & Heat Pump Association, Sweden

Опубликовано: VOL.37 NO 1/2019 HPT MAGAZINE

https://issuu.com/hptmagazine/docs/hpt_magazine_no1_2019

Перевод: Информационное агентство ЭСКО

Введение

На шведском рынке RACHP наблюдается позитивная динамика. (рис. 1-4).  На рынке присутствуют сегменты, которые различаются между собой: охлаждение и кондиционирование воздуха (RAC), и тепловые насосы (HP).

На рост Шведского бизнеса кондиционирования воздуха влияют два фактора: регламент по F-газам, и потребность, и финансовая возможность для повышения комфорта, стремление к  «роскоши». На развитие отрасли тепловых насосов влияют следующие факторы –  экономия средств и энергии, и строительство новых домов и зданий

Рынок охлаждение и кондиционирование воздуха (RAC)

В прошлом считаясь ненужной роскошью, в настоящее время кондиционер в Швеции  больше рассматривается как необходимость. Прошлое лето, с самыми высокими из когда-либо зарегистрированных температур за 260 лет, четко показало последствия плохого кондиционирования:

Сообщалось о многочисленных инцидентах, таких как:

  • Испорченные продуктов на миллионы шведских крон, только для одного супермаркета, из-за недостаточного и плохого обслуживания холодильного и морозильного оборудования.
  • В нескольких больницах пришлось отменить или отложить операции из-за конденсации воды на хирургическом оборудовании.
  • Централизованная система охлаждения не в состоянии обеспечить требуемую мощность, что привело к отключению отдельных потребителей.

Существует множество примеров. Поэтому неуклонно растет интерес к воздушным кондиционерам для планирования установки или обновления модели. Это определенно окажет положительное влияние на будущие продажи.

Влияние потребности в комфорте, или “роскошного поведения”, проявляется также в коммерческом сегменте.  Тенденцией, характерной не только для Швеции, является то, что люди тратят меньше времени на домашнее хозяйство. Вместо этого, высоко ценится индивидуальное “качественное время”. Рост благосостояния дает большему количеству людей получить возможность более “комфортный” образ жизни.

Как следствие, растет потребность в покупках готовых блюд и готовых продуктов питания, которые требуют наличия систем кондиционирования воздуха или охлажденных помещений и витрин, растет потребность в большем количестве холодильного и морозильного оборудования и в большей мощности охлаждения.

Также, растет спрос на услуги по доставке на дом, а у компаний растет спрос на холодильные камеры и услуги по распределению. Промышленный холодильный сектор показывает более стабильный рынок. Рост в основном наблюдается в таких областях, как Дата центры, ледовые катки и распределительные центры.

Наконец, момент вступления в силу Постановления по F-газу в 2015 году оказал большое влияние на весь сектор, и определил на много лет тенденцию к замене многочисленных установок и систем, которые должны быть заменены, перестроены или преобразованы согласно новым системам с низким ПГП и хладагентам.

Рынок охлаждение и кондиционирование воздуха (RAC) в Швеции вырос стабильно примерно на 70% в период с 2010 по 2018 год. Прогноз на ближайшие несколько лет заключается в том, что эта тенденция в сочетании с ежегодным ростом на 5-7% продолжится.

Рынок тепловых насосов

Основная причина установки теплового насоса (ТН) заключается в следующем – экономия денег. Как следствие, факторы, оказывающие влияние этот рынок, полностью отличается от рынка кондиционирования воздуха. В то время как технология RAC – это “необходимость” для того, чтобы управлять вашим бизнесом, тепловые насосы должны конкурировать на коммерческих условиях с газовыми котлами или котлами на биомассе и централизованным теплоснабжением.

Некоторые примеры ключевых аргументов это: “экономичность”, “простота” и “надежность”. В наши дни также такие слова, как “устойчивость” и “окружающая среда”, “экологическое дружелюбие” представляют интерес для потенциальных клиентов, все “модные слова” в пользу тепловых насосов.

Уровень цен
Ежегодно SKVP проводит опрос подрядчиков. Полный отчет доступен на английском языке:                          https://skvp.se/aktuellt-o-opinion/statistik/pulsen/2018-eng.

На рисунке 5 показаны общие заявленные затраты, включая НДС, по следующим статьям – полная установка различных типов теплонасосных систем. Примечательно очень небольшое повышение цен, показанное на сайте за период с 2010 по 2018 год.

С международной точки зрения, стоимость установки, особенно для тепловых насосов с грунтовым источником тепла, можно считать очень низкой. Главная причина низкой цены – это индустриализованный способ выполнения следующих задач контракта. Монтажники вместе с бурильщиками образуют подрядные команды, реализующие проект – день за днем.

Как показано на рисунке 6, количество горелок на топливе, которые быстро были заменены, указывает тот факт, что нефть для отопления более или менее исчезла в Швеции, показано на рисунке 7.

Также интересно отметить, что, несмотря на большое количество установленных тепловых станций, использование электричества для отопления и ГВС снизилось на 35% по сравнению с пиковым 1987 годом.

Ожидания на будущее

Тепловые насосы – это известный продукт в Швеции.

Каждый швед имеет тепловой насос или знает кого-то, у кого он есть. Несмотря на это ожидания на будущее очень позитивны. Одно семейные новостройки почти всегда строятся с тепловым насосом в качестве источника тепла, рисунок 8.

А для многоквартирных домов, переход от центрального отопления к системам с тепловыми насосами продолжается.

Еще один очень интересный рынок – это бизнес по замене.

Все тепловые насосы, проданные в начале 2000-х, скоро должны быть заменены. Уже сейчас видно, что цифры продаж по замене увеличились, но еще не видно пика продаж.

Проблемы

Основной вызов для всего бизнеса RACHP в Швеции это нехватка ресурсов.

Два раза в год исследовательская компания (Industrifakta AB) производи опрос среди членов шведского филиала организации SKVP

Среди вопросов о бизнес-климате легкими вопросами являются тренды и объемы продаж, и сложными это набор сотрудников в трех категориях «Менеджмент», «Белый воротничок» и «Техник».

На протяжении многих лет ответы на эти вопросы указывали на трудности в поиске работников, рисунок 9. Но масштабы проблемы увидели, когда в последнем опросе 92% ответили “очень сильно”, 8% “сильно” и 0% “легко” найти техников для найма.

Выводы

Компании RACHP в Швеции работают чрезвычайно эффективно. Показатели продаж неуклонно растут, явно превосходя инфляцию. Расчетный годовой объем продаж в 2018 году предположительно составит около 16 000 млн. шведских крон или 1500 млн. евро, разделенных на три сегмента воздушные кондиционеры (4 000 млн. шведских крон), оборудование для промышленного и коммерческого использования (4 700 млн. шведских крон), тепловые насосы    –    (7 250 млн. шведских крон).

Прогноз на ближайшие годы очень позитивный, нет признаков замедления рынка.

Существует два основных мотива для роста: нормативы в регламентации F-газов и желание людей, и финансовые возможности для повышения комфорта и «роскоши».

С другой стороны, индустрия тепловых насосов зависит от стоимости затрат на энергосбережение, и строительство новых домов и здания.

Единственной угрозой является проблема поиска квалифицированного персонала Это относится ко всем типам профессий, как и для менеджеров «белых воротничков», так и для техников по обслуживанию.

 

Источник: https://issuu.com/hptmagazine/docs/hpt_magazine_no1_2019